Холецистэктомия:
операция по
удалению желчного
пузыря

Холецистэктомия - хирургическая процедура удаления желчного пузыря

Желчный пузырь - это небольшой орган, расположенный под печенью, который хранит желчь, необходимую для пищеварения. Холецистэктомия часто проводится в случае желчекаменной болезни или других расстройств желчевыводящих путей. После удаления желчного пузыря желчь напрямую поступает в тонкий кишечник, обеспечивая пищеварение. Эта процедура обычно выполняется при помощи лапароскопии, что позволяет пациентам быстрее восстановиться после операции.

У значительной части пациентов наличие камней ничем себя не проявляет. Но чем больше времени проходит, тем чаще бессимптомное «камненосительство» сменяется их перемещением, блокадой желчеоттока, что вызывает приступы «желчной колики», а в последующем ведёт к развитию воспаления и многочисленных осложнений, который требуют оперативного лечения.

Лапароскопическая холецистэктомия

Лапароскопическая холецистэктомия – золотой стандарт лечения ЖКБ. Несложная, быстрая и щадящая операция по удалению желчного пузыря особенно рекомендуется для пациентов преклонного возраста с тяжёлыми сопутствующими заболеваниями.

А для молодых пациентов, особенно женщин, важным аргументом является и то, что за короткое время следы от проколов становятся практически незаметными. Кроме этого, лапароскопическая холецистэктомия практически исключает риск образования послеоперационных грыж, поэтому отпадает необходимость приобретения и длительного ношения послеоперационного бандажа.

Преимущества лапароскопической холецистэктомии:

• Минимальная травма брюшной стенки

• практически отсутствующий болевой синдром

• быстрый период восстановления после операции, краткое пребывание в стационаре (1-2 дня)

• быстрое восстановление сил и возвращение к повседневной деятельности и работе

Можно ли удалить камни, а желчный пузырь оставить?

Технически это сделать несложно, и на заре развития желчной хирургии именно так и делалось, но, к сожалению, камни в желчном пузыре образуются вновь.

Именно поэтому в настоящее время желчный пузырь как источник камнеобразования удаляется при ЖКБ во всех случаях.

Дело в том, что при ЖКБ по происшествии определённого времени в пузыре происходят необратимые изменения, в результате которых он перестает выполнять свою роль, а становится лишь источником камнеобразования, воспаления и даже развития злокачественной опухоли. Функцию желчного пузыря к этому времени берут на себя желчные протоки и печень, поэтому операция не нарушает функции пищеварения, но при этом надёжно избавляет от многочисленных возможных осложнений.

Какова подготовка к операции?

Перед операцией необходимо пройти комплекс обследований, которые позволят оценить готовность организма к вмешательству и выявить возможные осложненные формы ЖКБ и сопутствующие заболевания.

Перед проведением операции хирург может рекомендовать:

• Принять специальный медицинский препарат, чтобы очистить кишечник;

• За несколько часов до операции воздержаться от еды и питья;

• Прекратить приём некоторых лекарств и добавок;

• Принять душ, используя специальное антибактериальное мыло.

Какая анестезия применяется во время операции?

Лапароскопическая холецистэктомия производится под эндотрахеальным наркозом (общим). Это необходимо для того, чтобы хорошо расслабить  брюшную стенку. Пациент засыпает до начала вмешательства и просыпается после его окончания. Длительность лапароскопической холецистэктомии может быть от 20 минут до 1,5-2 часов, в зависимости от сложности вмешательства, особенностей анатомии и патологического процесса. В среднем операция длится около 40 минут.

Как проходит операция?

Её выполняют с помощью специального инструментария через 3-4 прокола в брюшной стенке диаметром 5-10 мм. В эти проколы вводят специальные трубки (троакары). В брюшную полость с помощью  специального насоса вводят углекислый газ, чтобы создать пространство для работы инструментов. Через троакары с помощью видеокамеры, специальных зажимов и электродов выделяют анатомические элементы желчного пузыря – пузырную артерию и пузырный проток, накладывают на них специальные металлические скобки (клипсы) и пересекают. Желчный пузырь отделяют от печени и удаляют через один из проколов брюшной стенки. Современные видеосистемы предоставляют отличное качество изображения и визуализации структур, намного превосходящие таковые при открытых операциях.

Возможные осложнения лапароскопической холецистэктомии:

Любая операция может сопровождаться нежелательными эффектами и осложнениями. Однако в случае с лапароскопической  холецистэктомией они крайне редки – не более 0, 24 % от общего количества вмешательств. В большинстве случаев они связаны с повреждением, нарушением проходимости или несостоятельностью желчевыводящих протоков и хорошо поддаются лечению такими способами, как стентирование желчных протоков или операции холедохоэнтеростомии.

Важно: риск возникновения осложнений при срочном проведении холецистэктомии выше, чем когда операция выполняется в плановом порядке!

Послеоперационный период:

• После лапароскопической холецистэктомии пациент из операционной поступает в отделение интенсивной терапии, где он проводит ближайшие 2 часа послеоперационного периода для контроля за адекватным выходом из состояния наркоза. Затем пациента переводят в палату, где он получает назначенное послеоперационное лечение

• Через 4-6 часов после операции пациент может вставать, на следующий день - принимать жидкую пищу.

• Пациенты молодого возраста могут быть отпущены домой на следующий день после операции, остальные пациенты обычно находятся в стационаре в течение 2 дней.

• При выписке выдается больничный лист и выписка из карты стационарного больного, где изложен диагноз и особенности проведения операции, а также рекомендации по режиму питания, физических нагрузок и медикаментозного лечения.

Большинство пациентов после холецистэктомии полностью излечиваются от тех симптомов, которые их беспокоили, и через 1-6 месяцев после операции возвращаются к обычной жизни. Если холецистэктомия выполнена вовремя, до возникновения сопутствующей патологии со стороны других органов пищеварительной системы, пациент может питаться без существенных ограничений, не сдерживать себя в физических нагрузках, не принимать специальных препаратов. Если же у пациента есть уже развившаяся сопутствующая патология со стороны пищеварительной системы (гастрит, хронический панкреатит, дискинезия) ему следует находиться под наблюдением гастроэнтеролога с целью коррекции этой патологии.

Современное оборудование, иконка
Современное
оборудование
Заботливые врачи, иконка
Заботливые
врачи
Многопрофильная клиника, иконка
Все услуги
в одной клинике

Зайцев Олег Вячеславович
    Руководитель терапевтического центра
    Смирнова Екатерина Сергеевна
    Врач-гастроэнтеролог
    Елисеев Алексей Валерьевич
    Заведующий отделением урологии

Скидки на лабораторную диагностику
Скидка до 15% на все анализы, по карте другой лаборатории или медицинской клиники
Прием торакального хирурга по акции 800 р.
Получите консультацию одного из лучших торакальных хирургов страны по выгодной цене.
Возникли вопросы?
Мы с радостью готовы ответить на них